«Викторианский стиль» — вполне себе общепринятый термин для описания чего бы то ни было: брошечки, блузочки, сюжета романчика или декора дачи. Но я сама себя поймала на том, что не могу дать точного определения — а что это, собственно? Давайте разбираться вместе.
Начнём с того, что искусство Викторианской эпохи было весьма эклектично, то есть, всего было намешано, — в разные периоды входили в моду разные направления: Ренессанс, барокко и рококо, ампир. Многие из них являлись, по сути, возрождением более ранних стилей и адаптаций к новым временам. К тому же в Викторианскую эпоху расширились торговые связи, что привело к широкому распространению китайских, японских, индийских, персидских и арабских мотивов (на Западе весь этот калейдоскоп всё равно сводился к понятию «восточный стиль»). Но почему всё-таки викторианский стиль — это и чёрные траурные украшения, и сентиментальный символизм (ангелочки, змеи, голубки, тройные кольца), и многочисленная флора и фауна (колибри, цветы, рыбы и пантеры, жуки и бабочки), и роскошь и смешение материалов (жемчуга с драгоценными камнями, кораллы и золото)? Да всё потому, что частей у этой эпохи было несколько, каждая из этих частей одинаково значима.
Первая часть, Ранняя Викторианская эпоха (1837-1860). Прежде всего, это был романтичным период — новая королева была молода, трепетна, полна жизни и страстно влюблена в своего супруга. Виктория обожала драгоценности и носила их во множестве. Естественно, королевский двор, а за ним и вся страна подражали вкусу королевы. Золото в любом виде, иногда с финифтью и драгоценными камнями было повальным увлечением. Большой популярностью пользовались крупные смелые кабошоны и подобранные по сочетанию комплекты из четырёх или более ювелирных изделий. В вечерних нарядах царствовали золото и дорогие драгоценные украшения. Днем же надевали украшения менее шикарные и менее дорогие: подходящими материалами для этого считались слоновая кость, черепаховый панцирь, отборный жемчуг и кораллы. Серьги были длинными и свободно свисали, покачиваясь. Браслеты же были либо гибкими, либо жесткими и часто их надевали парами. Особенно большим успехом пользовался браслет в виде ремешка с пряжкой. Ожерелья носили короткие, в центре – с камнем, который можно было отделить и использовать отдельно либо как брошь, либо как кулон.
Но вместе с тем, не стоит забывать о довлеющей надо всеми сторогой морали. Викторианский неписаный кодекс социального поведения являл собою декларацию всех мыслимых человеческих и христианских добродетелей, а из-за недостижимости идеала благие намерения и моральный утопизм этого кодекса превратили английское общество XIX века если не в ад, то в достаточно неудобное для жизни место. Нравственный максимализм плохо сочетается с повседневностью и это противоречие быстро выработало в человеке викторианской эпохи привычку к двойному стандарту, к двуличию, лицемерию и ханжеству. В английском обществе, основанном на сочетании личной свободы каждого с жёсткой сословной разделённостью всех, лицемерие органически сделалось средством поддержки своего общественного положения, всеобщим правилом игры в высших и средних слоях. Обычной манерой поведения образцового викторианца были холодная чопорность и церемонность, не всегда отряхиваемые прочь даже на пороге родного дома и в своей семье. Доказательством может стать статистический факт: в 1840-1870-х годах около 40% англичанок так называемого «среднего класса» всю жизнь оставались незамужними. Причиной была не нехватка лиц мужского пола, а противоестественная, жёсткая и ригористичная система моральных условностей и предубеждений, создававшая тупиковые ситуации для многих, кто желал устроить личную жизнь. Открытые проявления симпатии и приязни между мужчиной и женщиной, даже в безобидной форме, без интимностей – категорически запрещались. Слово «любовь» полностью табуировалось. Пределом откровенности в объяснениях были пароль «Могу ли я надеяться?» и отзыв «Я должна подумать». Ухаживания должны были иметь публичный характер, состоять из ритуальных бесед, символических жестов и знаков. Самым распространённым знаком расположения, предназначенным специально для посторонних глаз, было разрешение молодому человеку нести молитвенник, принадлежащий девушке, по возвращении с воскресного богослужения. В эту эпоху в моду вошёл симолизм и сентиментализм. Сердца, купидоны, голубки — излюбленные мотивы; якоря символизировали надежду, а змеи с кончиком собственного хвоста во рту — вечную любовь. «Язык цветов» тоже получил развитие, и его отражение в искусстве ювелиров наблюдается в выборе цвета драгоценных камней. Украшения инкрустируются любовными посланиями и гравировкой имени любимого человека, зашифрованного в первых буквах названия камня.
Например, украшения того периода.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий